Если вы являетесь предпринимателем, вам требуется подтверждать сумму вычета по УСН. А если у вас есть еще наемный персонал – начислять з/п, взносы с нее и НДФЛ. О том, как это сделать, вы можете узнать из следующей статьи.
Объект «упрощенки» «доходы» часто выбирают в связи с тем, что вести учет по нему проще. Не требуется рассчитывать расходы. Однако это не совсем правильно.
К примеру, з/п рассчитывают все наниматели, а ведь это расход. Также, всем нанимателям приходится рассчитывать и уплачивать НДФЛ и страховые взносы за сотрудников. А это тоже расходы. В связи с этим, их суммы должны подтверждаться документами.
Общие сведения о том, какие расходы требуется учитывать, вы можете увидеть на схеме, приведенной ниже:
А сейчас разберемся, как упрощенцам, использующим объект «доходы» правильно осуществлять все расчеты. Рассмотрим несколько ситуаций:
Эта ситуация актуальна для всех упрощенцев, которые применяют объект «доходы». Расходы вам учитывать нет необходимости, однако сумму налога к уплате вы сможете уменьшить на:
Однако наниматели имеют право снижать размер налога к уплате только на половину (на 50%). А бизнесмены, осуществляющие деятельность без наемного персонала, могут снизить размер налога хоть до нуля.
Суммы, на которые можно уменьшить размер налога, следует указать в четвертом разделе Книги учета доходов и затрат. Однако ограничение по вычету указывать не нужно – для этого не предусмотрено специальной графы.
Поэтому просто составьте бух. справку, прописав в ней размер вычета. Образец данной справки приведен ниже:
Рассмотрим пример, как определить вычет по «упрощенке»:
ООО «Олимп» находится на упрощенной системе, используя объект налогообложения «доходы», ставка по которому составляет 6%. Доходы компании за полугодие 2017 года – 1 350 000 рублей. 15 июня фирма произвела уплату взносов в Пенсионный Фонд за период с января по май в размере 65 000 рублей. Взносы и пособия по договорам страхования компания не уплачивала. Авансовый платеж за 1-ый квартал составил 25 000 рублей. Рассмотрим, как бухгалтерский работник компании ООО «Олимп» рассчитал размер вычета и авансовый платеж по сроку до 25 июля 2017 года.
Упрощенный налог за полгода – 81 000 рублей (1 350 000 * 6%). Сумму уплаченных взносов (65 000 рублей) работник бухгалтерии отразил в четвертом разделе учетной книги (фрагмент будет приведен ниже). Однако снизить налог компания сможет только на половину, то есть, на 40 500 рублей. Авансовый платеж будет равен 15 500 рублей (81 000 – 40 500 – 25 000). Расчет авансового платежа бухгалтерский работник отразит в бух. справке, образец которой мы приводили выше.
Также, стоит отметить, что упрощенцы, поставленные на налоговый учет в Москве, имеют право уменьшить размер налога на уплаченный торговый сбор. Ограничений в этом случае не применяется. Однако для торгового сбора еще не была введена специальная графа в четвертом разделе учетной книги. Поэтому сумму сбора, на которую будет уменьшаться налог, следует отражать в бух. справке.
Данная ситуация актуальна для нанимателей. Зарплату нужно начислять всем работникам каждый месяц. Для этого необходимо оформить расчетно-платежую или расчетную ведомость по формам Т-49 или Т-51. Также, ведомости можно оформить по самостоятельно разработанным формам, утвержденным учетной политикой компании. В последний день месяца необходимо сделать проводки по з/п.
Вместе с начислением з/п необходимо начислить НДФЛ и страховые взносы. Взносы необходимо перечислить в соответствующие фонды до пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем отчета. Уплату НДФЛ нужно осуществлять после того, как с персонала будет удержан налог, то есть после выдачи второй части з/п.
В соответствии со статьей 136 ТК РФ, выплату отпускных необходимо произвести не позднее, чем за три дня до ухода сотрудника в отпуск. К этому сроку нужно рассчитать средний заработок этого работника – составить расчет по официально утвержденной форме Т-60 или по форме, разработанной самостоятельно. С размера отпускных нужно будет рассчитать размер НДФЛ и страховых взносов. Взносы должны быть перечислены до пятнадцатого числа следующего месяца. НДФЛ нужно удержать при выплате отпускных и внести его в бюджет до окончания текущего месяца (об этом сообщает статья 226 НК РФ).
ООО «Омега» осуществляет деятельность на упрощенной системе, используя при этом объект «доходы». Страховые взносы компания уплачивает по льготным тарифам. З/п персонала за июнь составила 400 000 рублей, а НДФЛ с нее – 52 000 рублей. Вторую часть з/п за июнь компания выдала тридцатого числа. Также, 19 июня одному работнику были выданы отпускные в размере 35 000 рублей, НДФЛ с них составил 4 550 рублей. Рассмотрим, какие суммы налога и взносов бухгалтерский работник компании должен перечислить и в какие сроки.
С отпускных и з/п, начисленных за июнь, будут начислены взносы в размере 87 000 рублей (400 000 + 35 000 * 20%). Эту сумму необходимо перечислить на счет Пенсионного Фонда до пятнадцатого июля.
Налог с з/п необходимо перечислить в бюджет до 30 июня или 1 июля в сумме 52 000 рублей, а налог с отпускных – до 30 июня в размере 4 550 рублей.
Важный момент: страховые взносы с отпускных нужно начислять в том месяце, в котором отпускные были выданы, даже в том случае, если отпуск работника частично или полностью приходится на следующий месяц.
Данная ситуация актуальна для тех нанимателей, которые выдают свои сотрудникам деньги под отчет. Если подотчетное лицо приобрело для компании что-либо, оно должно составить авансовый отчет. К нему должна быть приложена документация, подтверждающая приобретение.
У бухгалтера в такой ситуации задачи будут следующими. Нужно проверить, какие первичные документы подотчетный работник приложил к своему отчету. Это важно, ведь налоговые инспектора изучают расчеты с подотчетным лицами очень внимательно. Если какие-то расходы будут по их мнению недостаточно обоснованы, они могут доначислить с подотчетных сумм страховые взносы и НДФЛ.
Из документации должно быть понятно, что конкретно купил подотчетный работник, в каком количестве и по какой цене. Документы, прикрепленные к отчету, должны содержать в себе следующие обязательные реквизиты:
Если в документе были найдены неточности, подотчетному работнику придется съездить к продавцу и внести исправления. Ведь это выгоднее, чем уплачивать налог с подотчетных средств.
Авансовый отчет составляется по официально утвержденной форме АО-1. На лицевой стороне документа подотчетный работник должен указать свои данные, сумму потраченных денег, перерасход или остаток.
На оборотной стороне подотчетное лицо должно описать все совершенные покупки в соответствии с первичной документацией.
Образец оборотной стороны авансового отчета приведен ниже:
Строки, которые должно заполнять подотчетное лицо, выделены красным цветом, а строки, которые заполняет работник бухгалтерии – синим.
Важный момент: на обороте авансового отчета подотчетный работник должен зафиксировать все свои расходы в соответствии с первичными документами, даже в том случае, если у него много бумаг. Записать только общую сумму покупок недопустимо.
Рассмотрим основные нюансы по каждой из приведенных выше ситуаций:
Из документации подотчетного работника должно быть понятно, что он приобрел, по какой цене и в каком количестве. Если документация оформлена неправильно, инспектора могут начислить на подотчетные средства взносы и НДФЛ.